MOTION DESIGN — ЭТО ИСКУССТВО АНИМАЦИИ И ОЖИВЛЕНИЯ ГРАФИКИ. ЭТО ВИДЕОРОЛИКИ, ОСНОВАННЫЕ НА ГРАФИКЕ В ДВИЖЕНИИ, А ТАК ЖЕ ТЕХНИКА ИХ ПРОИЗВОДСТВА. ПОМИМО ВЫШЕСКАЗАННОГО — ЭТО ПРОФЕССИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ СЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА, АНИМАЦИИ, ВИЗУАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ И РЕЖИССУРЫ. С MOTION DESIGN МОЖНО ВСТРЕТИТЬСЯ ПОВСЮДУ, НАЧИНАЯ С РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ, ЗАКАНЧИВАЯ КИНО И РЕКЛАМОЙ В ИНТЕРНЕТЕ. ДО СИХ ПОР НЕТ ПРАВИЛЬНОЙ ТРАКТОВКИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ MOTION DESIGN. САМЫМ ПРИБЛИЖЕННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ «ДИЗАЙН В ДВИЖЕНИИ».РАЗБИРАЕМСЯ С ЭТОЙ ЗАГАДОЧНОЙ ПРОФЕССИЕЙ ВМЕСТЕ С АНДРЕЕМ ГАПОШИНЫМ.
Основная задача Моушн дизайнера — привлечь и удержать внимание зрителя, используя отснятые материалы, заранее подготовленные иллюстрации или любой другой визуальный контент.
Сейчас наверное ни одна реклама не обходится без Моушн дизайна. По факту, каждое видео с применением каких-либо эффектов, необычных переходов и дополненной графики можно назвать Моушн дизайном. Заставка на youtube канале, анимация логотипа, информграфика, персонажная анимация, объясняющие видео и много чего прочего относится к Моушн графике.
Моушн графика — отличный пример того, когда надо объяснить “на пальцах” как работает твой продукт, но ты не можешь снять этот процесс на видеокамеру, т.к. речь идет об абстрактных вещах. К примеру, вам надо показать как работает новый процессор встроенный в ноутбук. Как это сделать с помощью видеокамеры? Да никак. Вот тут на помощь и приходит Моушн графика и анимация.
Считается, что первое объясняющее видео заказала компания “Dropbox”, где рассказывала как работает их сервис. Сейчас, каждый новый сервис создает видео о своих услугах и преимуществах перед конкурентами.
– НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
– Начало у меня было интересное. Все началось со съемок квадрокоптером. Казалось бы, при чем тут аэросъемка и Моушн дизайн? А все просто. Получив первые заказы, клиенты попросили меня “собрать” отснятый материал в готовый ролик. Тут мне пришлось учить азы обычного линейного монтажа.
Линейный монтаж — это склейка кадров без каких-либо эффектов.
Все как в кино. Один кадр идет за другим. Затем, один клиент попросил добавить контактный телефон в конце ролика и общую информацию про объект (это была съемка недвижимости). Тут и возникла необходимость разобраться в азах Моушн дизайна. Один проект за другим, я предлагал клиентам добавлять графику при создании роликов. Кому-то логотип добавить, кому плашку с текстом. Так и появилось желание разобраться в этом поподробнее.
На тот момент у меня возник вопрос, а где можно научиться Моушн дизайну, кроме бесплатных видео на youtube, которых там полно. Мне повезло, что Моушн дизайн уже довольно плотно используется во многих сферах, а следовательно и много украинских специалистов готовы делиться своими знаниями.
Сейчас можно найти десятки онлайн и офлайн курсов, которые предлагают научить вас анимации, в самые разные сроки. От интенсива за выходные, до обучения в течении года. Я прошел несколько онлайн курсов от наших, отечественных преподавателей до международных курсов.
Пока что могу сказать с уверенностью, что западные коллеги подходят к обучению более основательно. Они лучше готовятся, более детально прорабатывают программу, уделяют внимание “основным принципам анимации”. Хотя, последнее время у нас тоже появляются достойные курсы. Так что позитивная динамика тут есть.
Я рекомендую учиться в онлайне. Это расширяет фильтр по поиску подходящей школы. Дальше все зависит от ваших предпочтений по стилю анимации и бюджету. Сейчас можно найти курсы от 50$ до 2000$ за курс.
Моушн дизайнер — это мультифункциональный специалист. Вы должны понимать азы построения композиции, чувствовать динамику и тайминг в ролике, понимать ритмику каждого ролика, уметь правильно сочетать элементы между собой и в тоже время не боятся экспериментировать с новыми стилями. Уметь рисовать не обязательно, но это будет хорошим преимуществом. Есть люди, которые сами рисуют и анимируют, но таких на самом деле не много. Сейчас все чаще встречается тенденция, когда человек занимается чем-то определенным. Например только рисует или только анимирует. Так легче сосредоточиться на работе и проще развивать свой сильный навык. К примеру, я до сих пор не умею рисовать от руки ????
– ВДОХНОВЕНИЕ
– Первое время я рекомендую смотреть на чужие работы и стараться их повторить. Не стоит начинать с чистого листа, пока нет достаточного опыта. Это довольно сложный процесс, который под силу не каждому. Хороший дизайнер, никогда не начнет работу без референсов и примеров. Это можно сказать и про Моушн дизайнера. Необходимо найти хотя бы 1-2 схожие работы, прежде чем приступить к работе. Это очень упростит процесс создания анимации. Сейчас есть целые сервисы, где художники черпают вдохновение и делятся своими работами. Я использую behance.net, dribbble.com, motiongrapher.com.
Всегда интересно работать над роликом, используя ранее неизвестный тебе стиль. Это отлично прокачивает твой навык, ты получаешь новый опыт на коммерческом проекте. Конечно же, интересно работать с клиентом, который видит что “красиво” а что “нет”. А то иногда клиент такого придумает, что потом стыдно в портфолио выкладывать. Но клиент платит деньги, считает что это красиво и будет для него работать. Честно говоря, у каждого Моушн дизайнера есть проекты, которые дают хорошие деньги, но тебе стыдно их выложить в портфолио))) Так же и наоборот, есть очень крутые и красивые работы, но ты на них мало заработал, т.к. тебе самому было интересно поработать в таком стиле и пополнить свое портфолио красивой анимацией, которая будет работать на тебя в будущем.
– КАК ПОНЯТЬ ЗАКАЗЧИКА?
– Самый удобный вариант, когда клиент присылает тебе 2-3 ссылки и говорит “хочу такой же ролик”. Тогда ты понимаешь, какой стиль анимации ему нравится, что можно использовать, а что нет. Иногда бывает что клиент сам не знает чего хочет и тут необходимо выяснить его потребности, до начала работы. В таком случае я высылаю клиенту 10-20 роликов в разной стилистике и прошу выбрать наиболее подходящий стиль.
Спрашиваю что в этом ролике клиенту понравилось больше всего, за что он его выбрал. Если мы говорим о explainer video (ролики, в которых мы объясняем как работает сервис/продукт/компания), то необходимо выбрать референсы, создать раскадровку и показать клиенту, что будет происходить в каждой сцене. затем утвердить стиль иллюстраций и показать, как объекты взаимодействуют между собой в каждый сцене. Тогда у клиента не должно возникнуть вопросов в середине проекта. Если не можешь прийти к общему итогу с клиентом, надо понять, что именно его не устраивает. Как правило, такие вопросы легко уладить, если этому уделить достаточно внимания до начала основной работы.
– ФРИЛАНС ИЛИ ОФИС?
– И там и там, есть свои плюсы и минусы. В команде очень быстро обучаешься и перенимаешь опыт у коллег по цеху. Работая командой, легче создать что-то крутое, а главное, получится намного быстрее, чем в одиночку. Но есть и свои минусы, если ты работаешь “на дядю”. Ты не можешь выбирать проекты, над которыми тебе интересно работать. Тебе дали задачу и ты ее делаешь. Ты не можешь влиять на свой заработок так же, как при фрилансе. Но я очень рекомендую сперва поработать в компании, а потом уже идти на фриланс. Так быстрее можно научиться создавать красивые видео.
На фрилансе достаточно своих плюсов. Ты выбираешь когда работать и сколько работать. Ты сам находишь себе клиентов и выбираешь, с кем работать а с кем лучше не связываться). Но и тут есть обратная сторона медали. Зарплату в конце месяца тебе никто не заплатит. Так что получишь пропорционально своей работе за прошлый месяц.
– А ЧТО ДАЛЬШЕ?
– Мир анимации и моушн графики — это океан возможностей и перспектив. Существует множество разных стилистик, разных направлений анимации. Эта профессия хорошо тем, что тебе постоянно приходится учиться, чтоб оставаться в тренде и не пасти задних. Ты можешь быть специалистом широкого профиля или наоборот, делать анимацию только в стиле японских аниме. Всегда найдутся желающие на тот или иной стиль анимации. Моушн дизайнер, довольно молодая профессия и рынок испытает нехватку квалифицированных сотрудников. Большие компании часто с этим сталкиваются.
– УКРАИНА ИЛИ ДРУГАЯ СТРАНА?
– Сейчас я развиваю свой аккаунт на международной бирже фриланса. Это дает возможность расширить горизонты поиска новых клиентов. У меня уже были клиенты из Сингапура, Ирландии и Литвы и Соединеных Штатов. Я могу работать из Киева, делая заказ для компаний из любой точки мира. Так же и в обратную сторону. Я могу работать из любой точки мира, делая анимацию для украинского клиента. Сейчас, мне нравится жить в Украине и работать из Киева. Я не вижу необходимости в переезде на данный момент. Я могу учиться удаленно, могу искать клиентов удаленно, более того — можно создать свою команду из специалистов, живущих в разных странах. Так что не думаю, что перееду в другую страну.
– ПОДЕЛИСЬ ВАЖНОЙ ДЛЯ ТЕБЯ КНИГОЙ
– Мне понравилась книга про “Эссенциализм”. Эссенциалист — это человек, который во всем дисциплинированно придерживается принципа «меньше, но лучше». Этот принцип я применяю и к анимации. Я лучше сделаю одну работу хорошо, чем две работы “на троечку”.
ССЫЛКА НА SHOWREEL:
YOUTUBE.COM
Здесь собраны отрывки моих работ из разных роликов. Обычно, моушн дизайнеры показывают такие ролики потенциальному клиенту, чтоб он мог убедиться в твоих навыках. Иногда, клиент посмотрев твой showreel говорит: “хочу такую анимацию, как в твоем ролике с 13 по 17 секунду”. И ты уже понимаешь, что хочет клиент ????