ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ КОМПАНИЙ ИЩУТ СЕБЕ В КОМАНДУ ПРОДУКТОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ, НО МАЛО КТО МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ, КТО ЭТО ТАКОЙ И ЗА ЧТО ОН ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ.
Часто продакта путают с ui/ux дизайнером, хотя это всего часть его компетенций. Продуктовый дизайнер знает все о бизнесе, в котором работает: от бизнес задач, маркетинговых стратегий, потребностях и болях пользователей, до бренд позиционирования, нюансах кодинга. Марина работает mobile product designer в финтех компании Wirex, которая разрабатывает мобильные и десктоп решения для финансовых операций криптовалют и фиатных денег.
«Главная задача продуктового дизайнера — находить баланс между потребностями бизнеса и пользователей, иногда бизнес ставит перед собой одни задачи, когда пользователям «болит» совсем другое. Тут нужно вооружится всеми своими знаниями и опытом, общаться с аналитиками / маркетологами / программистами, со всеми, кто владеет информацией, обработать ее, сформировать гипотезу, решение проблемы, и на базе этого защищать позицию перед стейкхолдерами. Даже если ты в компании давно, защищать и аргументировать свою позицию нужно всегда, тебе никто не поверит просто потому что ты классный”.
МАРИНА, РАССКАЖИ НЕМНОГО О ТОМ, КАК ТЫ НАЧАЛА ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ДИЗАЙНОМ? С ЧЕГО НАЧИНАЛА?
У меня два высших образования: первое — менеджмент инновационной деятельности и второе – английская филология.
Все началось с того, что на 4 курсе я пошла на стажировку в Mercedes Benz. Серые стены, офисные костюмы и монотонные задачи со временем начали вгонять в тоску. Я подумала: неужели всю свою жизнь так и буду на работе с 9 до 18 делать одно и то же? В этот момент пришло понимание, надо что-то менять. Мне очень хотелось любить свою работу и получать от нее удовольствие.
Пробовала разное — от support specialist до sales assistant и верстальщика. Пусть это все было не мое, но каждый из этапов помог мне прийти туда, где я сейчас. Например, саппорт дал первые собственные деньги, на стажировке sales в Zeo Alliance я сделала свой первый лендинг в фотошопе на линуксе, где был доступен только Comic Sans шрифт.
Работа sales assistant привела меня в компанию, где мне дали возможность сменить должность на дизайнера сразу после курсов web design basics в Прожекторе, на тот момент это было “ВАУ”. К слову о Прожекторе, на свои первые курсы я тратила 90% зарплаты, домашнее задание делала на рабочем ноутбуке ночью, а днем заполняла таблички excel, пила много кофе, мечтала о новом макбуке и была абсолютно счастлива.
КАКИЕ ЗНАНИЯ НУЖНЫ ЧТОБЫ РАБОТАТЬ ПРОДУКТОВЫМ ДИЗАЙНЕРОМ?
Нужно уметь думать. Это основное. Звучит просто, но на практике все на порядок сложнее, потому что нужно обрабатывать большое количество новой информации, держать в голове старую, комбинировать все вместе и находить решения. С точки зрения хард скиллов — графический дизайн, дизайн веб/мобильных интерфейсов, изучать гайдлайны, инетрекшены, идеально знать функционал своего софта, разбираться в аналитике и уметь ее трактовать.
Также для дизайнера важны знания в смежных областях: психологии, социологии, культурологии, истории медиа, искусстве. Изучать технологии, с которыми связан дизайн: возможные/альтернативные (e.g Framer) и существующие/нужные (e.g Sketch). Например, Framer сейчас становится все более популярен и востребован, советую изучить.
ЗА КАКОЙ СРОК МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ ДИЗАЙНЕРА И МОЖНО ЛИ НАЙТИ РАБОТУ ПОСЛЕ КУРСОВ?
Я ходила на курсы суммарно 9 месяцев: веб дизайн, графический, аналитика. Конечно, чем больше ты учишься тем лучше, но тут главное не засидеться и применять знания на практике. Часто бывает, что человек красиво говорит, а на деле ничего не может. Работу можно найти после базовых курсов сразу. Как по мне, начинать стоит со стажировок в больших компаниях, где есть команда, которая сможет тебя научить, где есть наставник, который сможет тебя направлять. На своей первой работе я, к сожалению, (или к счастью) была единственным дизайнером. Сейчас из-за этого вижу много своих недочетов, но, возможно, это помогло мне остаться гибкой и впитывать знания от всех людей вокруг.
КАКОЙ УРОВЕНЬ АНГЛИЙСКОГО ДОЛЖЕН БЫТЬ?
Если хочешь работать с интересным международным проектом, тогда upper intermediatе, как минимум. И зарплата совсем другая.
ЧТО ЛУЧШЕ, АУТСОРС ИЛИ РАБОТА В ПРОДУКТОВОЙ КОМПАНИИ?
Моя первая работа была в аутсорс компании, когда каждые 1-3 месяца у тебя новые клиенты, со своим видением и требованиями, лимитом времени и денег. Ты просто должен выполнить работу в этих рамках и забыть. Редко бывает, что клиент возвращается и ты можешь проанализировать как пользователи жили с твоим решением. Для меня в аутсорсе нет души.
Продукт ментально ближе, потому что я всегда могу узнать «почему?»: почему мое решение сработало или не сработало, что было упущено, что еще можно придумать. У меня есть постоянный доступ ко всей аналитике, маркетингу, программистам, стейкхолдерам, саппорту. Я знаю что было у нас год назад и что будет через год.
Цикл «нашел проблему — выдвинул гипотезу — протестировал — увидел результат» никогда не прекращается, с каждой итерацией ты копаешь глубже, узнаешь продукт и пользователей лучше, смотришь на бизнес шире. А еще со мной работают прекрасные ребята, которые для меня не просто коллеги — со многими мы дружим. Мой Team lead — ходячая энциклопедия и фюррер во плоти — у него есть ответы на все вопросы и сделать работу плохо просто не удастся ????
ПОДЕЛИСЬ ПОЛЕЗНЫМИ РЕСУРСАМИ, КНИГАМИ, КОТОРЫМИ ТЫ ПОЛЬЗОВАЛАСЬ
Любимые ресурсы:
https://99u.adobe.com/
http://telegraf.design
https://medium.com/@buldakova
https://bangbangeducation.ru/
Важные книги:
Start with WHY, Simon Sinek
Liminal Thinking, Dave Grey
Making ideas happen, Skott belsky
Hooked, Nir Eyal
The Subtle Art of Not Giving a F*ck, Mark Manson
ЕСТЬ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ?
Помимо дизайна я интересуюсь спортом, экологией и искусством. Думаю создать какую-то инициативу на стыке этих областей. Но для начала очень хочу пройти стажировку за границей.